Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения Связь догмата, этики и мистики Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие, что оно мистично; третьи, что в нем существенно нравоучение; четвёртые, что оно догматично и мистично, но вовсе не этично безразлично к добру и злу, аморально , пятые, что оно прежде всего догматично, а затем - этично. Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения. Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест, как ригоризм, как"толстовщина", плоды которой достаточно, дескать, известны. Но, ведь, только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого. Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном. В чем же та целостная истина, о которой только что было упомянуто?

1. Светское государсво, проблемы соотношения этики и религии. Государство и церковь

В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения. Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины.

Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры. Первый — до 10 в.

Феномен веры в русской религиозной философии конца XIX - XX веко этом человеком руководит страх потери наличного относительного В контексте соотношения веры с абсолютными этическими ценностями позиции.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

укоренившихся этических и духовных основ религи убеждений. 2. религии, убеждений и самовыражения к свободам от нужды и страха, числе от .. консультативной конференции по Отношение к свободе религии.

Теперь необходимо перейти к конкретному анализу религии. Третий — с религиозными организациями. После того, как выбрана специфическая область проявления религиозного сознания возникает следующий вопрос: Рассмотрим же конкретно как решаются эти вопросы представителями различных направлений религиоведения. Они, как правило, связывают религию сверой. Однако можно ли считать, что наличие у человека веры позволяет характеризовать его как религиозного человека?

Ведь вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: Так означает ли это, что все люди религиозны? По-видимому, помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то.

Реферат на тему Особенности религиозной этики

Базовые сведения о религиях и религиозных учениях. Этот раздел знакомит с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для понимания вероучения, культа и моральных принципов основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

Нравственное чувство и религиозная вера предполагают наличие бояться и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, Исследовать соотношение морали и религии в истории этических учений.

Психология веры в религиях Введение Суть любой веры заключается в некритическом отношении к событиям, теориям и даже вымыслам, при котором они принимаются за достоверные и истинные без доказательства. Религиозная вера — вера в Бога — не исключение. Ее направленность на трансцендентальную реальность создает ощущение причастности к некой абсолютной истине, не только не требующей какого-либо другого обоснования, кроме веры, но и отвергающей всякую возможность другого обоснования, кроме обоснования в самой себе.

Но, тем не менее, вера в Бога, религиозность, остаются некритическим отношением к реальности. В этом смысле вера — антипод знания. Религиозная вера ставится выше разума и даже объявляется несовместимой с ним. Предельно ясно это выражено в афоризме богослова Тертуллиана: Несколько иначе выразился Кант:

Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения

И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни. Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием.

Вопрос об отношении В. И. Вернадского ( ) к религии с отрицанием связанных с этой верой религиозных ритуалов; в третьих," Мое отрицательное отношение распространяется на все формы живых религий" [17, л. . пытаясь отнести религию к сфере этических проблем, т. е. перенести ее.

в статье"Пастырское душепопечение и семь смертных страстей". Указана также попытка корреляция этих стадий с Евангельскими Блаженствами. Следующий этап психологии развития связан с выделением в х годах . стадий морального развития личности. В настоящем обзоре они приведены с комментариями из недавней книги"Психологические основания морального образования и развития характера" под редакцией .

Ориентация послушания и наказания. Здесь доминирует установка стремления к избеганию неприятностей, власти или престижу. Доминирование послушания для получения награды. Ребенок слушается для того, чтобы заслужить одобрение взрослых. Поведение определяется пониманием долга по отношению к вышестоящим и уважением к власти. Внутреннее принятие основополагающих принципов ненасилия, общественной безопасности и заботы. Человек действует не столько соответственно послушанию, но способен к разрешению этических противоречий исходя из возвышенной логики.

Теологически осмысливая стадии морального развития, . пытается показать, как"библейская история организована в шесть периодов, иллюстрирующих различные стандарты этического поведения.

Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. «Страх и трепет»

Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения Пространством жизни человека и формирования его сознания является все мироздание как единое целое, охватывающее земное пространство и Солнечную систему, весь бесконечный звездный галактический мир. Возможно, во многом интуитивное и сознательное стремление к познанию всего этого, заложенное в самой природе человека, пробуждает в нем творческие силы, проявляющиеся в самых разнообразных формах его деятельности и закрепляющиеся в виде артефактов, художественных образов и результатов научного исследования.

В культуре общечеловеческого познания мира категории понятия, принципа, закона предстают как вершины оформления научной мысли, охватывающей не только материальные объекты и природные явления, но и все, что возделывал и окультуривал сообразно себе человек на всем протяжении своего существования.

РАЗУМ И ВЕРА – фундаментальное соотношение двух способностей души . Тоска, Страх, и на применении метода опытных наук к вопросам веры, категорий, соотношении этического и религиозного, «телеологического.

Это, по словам А. Шопенгауэра,"метафизика народа", то есть его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде всего богословие, а также история и философия — каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления.

Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества. Религия должна рассматриваться в разных аспектах: Существенной функцией религии является нравственно-социальное служение:

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

Для нашей многонациональной и поликонфессиональной страны этот вопрос представляет особую важность. В настоящей книге отражена новая ступень в исследовании российскими учеными взаимосвязи национальных и религиозных факторов, подчеркнуто значение веротерпимости и межэтнической толерантности. Значительное место отведено роли мировых и национальных религий в судьбах разных народов нашей страны и России в целом.

Не сохрани Авраам своей веры, Сарра, верно умерла бы с горя, и Авраам . С этической точки зрения Авраам хотел убить сына; с религиозно хотел .. но тоже этическому, он низводит этическое отношение между отцом и.

Этика мистического символизма Г. Сковороды Для истории отечественной мысли личность Григория Саввича Сковороды имеет особое, единственное в своем роде значение. Целый ряд известных исследователей оценивали его творчество как начало самобытной русской философской традиции, ее первое оригинальное явление []. Это определение характера философии Сковороды чрезвычайно важно. Именно религиозная направленность является основополагающим, фундаментальным качеством всей теоретической системы мыслителя.

Его философствующий, рассуждающий разум покоится на твердом основании живой и горячей веры в бытие божественного и абсолютного. Сама личность Сковороды совмещает в себе тип критически мыслящего философа-вольнодумца с типом религиозного энтузиаста, проповедующего людям истину личного мистического откровения. Соотношение, взаимосвязь собственно философского и религиозно-мистического элементов определяют всю смысловую структуру учения Сковороды, весь ряд возникающих для его разума проблем и пути их решения.

Религиозное переживание составляет сущность внутренней, интимно-духовной жизни философа. Это смысловой центр его доктрины, господствующий по отношению ко всем теоретическим рассуждениям. Эта начальная истина постигнута непосредственным образом, а не является результатом спекулятивных построений. Сковорода совершенно не развивает систему рациональных аргументов в пользу бытия Бога.

Его разум и так убежден в существовании божественного и лишь поясняет эту фундаментальную уверенность как предмет и одновременно предел своих исследовательских возможностей.

Вы точно человек?

Диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио Перевод Н. Первые два произведения были подписаны псевдонимами: Персонаж сказки Иоганн Молчаливый, вопреки своему прозвищу, отнюдь не молчит — он предупреждает своего хозяина, молодого короля, о трех грозящих тому опасностях, зная, что, сделав это, он тотчас же превратится в камень. Позднее королевская чета жертвует жизнью двух своих сыновей, для того чтобы вернуть Иоганна к жизни, и, само собой разумеется, верный Иоганн после своего спасения воскрешает погибших мальчиков.

И тема верного служения, и тема жертвы, и тема молчания — все они по-своему преломляются в"Страхе и трепете".

В основе религии лежат вера в реальное существование Бога и чувство когда появляется некое общее отношение к жизни на основе представления о священные тексты) и эмоции (благоговение и любовь, страх и трепет).

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Широко известно высказывание Энгельса из"Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г. Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления.

Во-первых, они носят несистематизированный, хаотический характер. В сознании громадного большинства верующих религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т. Во-вторых, в массовом религиозном сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы.

И. Кант: знание, вера и нравственность

Когда Тарквиний Гордый, один из первых римских царей ок. Жители Габи избрали его своим военачальником. Тарквиний принял посланника сына и, гуляя с ним в саду, начал молча сшибать самые высокие головки мака у него на глазах. После встречи с посланником сын Тарквиния казнил или отправил в изгнание всех влиятельных граждан своей новой родины, и Габи очень скоро сдалась Тарквинию.

Для Кьеркегора основа религиозной этики это осознание своей долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх.

В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения. Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины. Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры.

Первый — до 10 в. Второй — 10— 12 вв. Третий — 13— 14 вв. Однако для всех трех периодов характерны общие черты. Признание высшей силы, разумом и доброю волею созидающей мир, дало основания для востребования веры, которая в силу непостижимости этого акта творения не могла рассматриваться исключительно в познавательном контексте.

Дебаты Митрич Чернышев VS Пинхас Полонский